Идем в школу

Начало школьного обучения, безусловно, сопряжено с большими переменами в жизни ребенка. Успешность учебы нередко достигается ценой интенсивной умственной деятельности школьников, значительным психоэмоциональным напряжением при резком сокращении продолжительности сна, двигательной активности и пребывания на свежем воздухе.

Более 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребенка. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются меха-низмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывают влияние наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время уроков, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстро растущие дети, а также те, у кого отмечаются частые боли в животе. Уменьшение двигательной активности, ухудшение питания, дефицит мышечной массы при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что в ряде школ число детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата достигает 70%. В структуре этих отклонений преобладают нарушения осанки и деформации свода стопы.

Число детей с нарушением осанки варьирует от 30% до 60%, а сколиоз поражает в среднем 10-15%. Среди начинающих посещать детский сад нарушения осанки имеют 6-7%, а перед поступлением в школу их уже 25%. За время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в 2 раза, а перед окончанием школы проблемы с осанкой и выраженным сколиозом есть почти у каждого второго подростка. По данным статистики за 2022 год в Озёрском городском округе перед поступлением в школу 24,8% детей уже имеют нарушение осанки и 4,6% - сколиоз; в конце 1-го года обучения нарушений осанки 42,3%, сколиозов 5,9%,а при переходе к предметному обучению 50,9% - нарушение осанки, 9,4% - сколиоз.

Истоки появления нарушения осанки у человека берут начало от первых дней его жизни. В первые месяцы жизни ребёнок много времени находится в кровати, поэтому родителям следует позаботиться о том, чтобы матрасик был жёстким и ровным, а подушка маленькой и плоской (можно обойтись и без неё, сделав изголовье чуть повыше). Недопустимо, чтобы малыш постоянно спал в коляске с мягким матрасом или перинкой. Без ровной опоры тело примет согнутое положение, что приведёт к растяжению и ослаблению мышц спины, ограничит подвижность грудной клетки. Важна и поза во время сна. Лучше всего если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди. Нельзя сажать ребёнка раньше, чем он начнёт ползать. Ползание, повороты со спины на живот и в обратном направлении прекрасно развивают мышечный корсет. Одежда не должна стеснять движений. Когда малыш делает первые шаги с помощью взрослого, необходимо водить его то за одну руку то за другую, а лучше всего это делать на длинных помочах. Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки – правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. Она способствует укреплению всех мышцы тела, способствует лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Наверное, не требуется долгих объяснений тому, что ежедневное ношение портфеля способствует развитию неправильной осанки. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки. Итак, предпочтительно иметь ранец или рюкзак. Как Выбираем?

Плечевые ремни ранца должны регулироваться по длине. Чтобы они не врезались при ношении, их ширина в верхней части должна быть не менее 3,5-4см. Один из ремней должен иметь разъем, облегчающий надевание и снимание ранца. Во избежание травм и порчи одежды пряжки и другие приспособления для изменения длины крепятся на дне ранца или рюкзачка. Хорошо, если ранец или рюкзак имеет не одно отделение, а несколько, в которых можно разместить и письменные принадлежности, и завтрак, и сменную обувь, и многое другое. Рекомендуем родителям заранее обсудить с ребенком назначение каждого из них, чтобы ему потом не пришлось долго «путешествовать» в поисках нужной вещи. Гигиенистами установлено, что вес ранца для учащихся 1-4-х классов должен быть не более 500-700г. При этом ранец должен иметь широкие лямки, как уже говорилось выше, и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине ребенка и равномерное распределение веса. Определены требования и к материалу, который используется для изготовления ранцев. Он должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.Для того чтобы определить вес ранца с учебниками в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка, правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.

Между тем год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что, как правило, вес ранца с учебниками у учащихся начальной школы достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормативы. Учитывая приведенные выше данные об ухудшении состояния здоровья детей, снижении функциональных резервов, в первую очередь сердечно-сосудистой системы, ежедневное ношение тяжелых, не соответствующих возрастным возможностям детей ранцев или портфелей приводит к серьезным нарушениям здоровья. Причины этих перегрузок связаны прежде всего с увеличением числа школьных предметов и дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий.

Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:

  • для учащихся начальной школы:
    • 1-2-е классы - не более 1,5 кг,
    • 3-4-е - не более 2,5 кг;
  • для учащихся средней школы:
    • 5-6-е классы - не более 2,5 кг,
    • 7-8-е - не более 3,5 кг,
    • 9-11-е - не более 3,5-4кг.

Данная проблема может быть решена несколькими путями:

  • следует изыскать возможность (особенно в начальной школе) использования двух комплектов учебников (один для школы и один для дома);
  • при составлении расписания занятий необходимо учитывать вес ежедневных учебных комплектов;
  • рекомендуется организовать хранение принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства, сменной обуви, спортивного инвентаря и т.п. в помещении школы.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения проблемы. Однако, по-нашему мнению, острота ситуации может быть снята только тогда, когда эти важные для здоровья детей вопросы будут находиться в поле зрения учителей.

В целях обеспечения педагогического контроля за выполнением требований к весу ранцев с учебными комплектами советуем организовать и провести их ежедневное взвешивание в течение одной недели с регистрацией данных. После внесения возможных коррективов по уменьшению веса ежедневных учебных комплектов имеет смысл провести повторное взвешивание и оценить результативность принятых мер.

Нельзя не напомнить и о питании. Питание ребенка должно быть полноценным и разнообразным, очень важно соблюдать режим питания, с исключением перекусов. Нельзя допустить систематического перекармливания ребёнка, приводящего к избыточному весу, а затем ожирению. Ежедневно включайте в рацион ребёнка молоко, и кисломолочные продукты (кефир, творог, йогурт без сахара и фруктовых наполнителей - по вкусу он напоминает кефир) блюда из рыбы и мяса, свежие овощи, а при отсутствии аллергии - умеренно соки и фрукты.

Ранняя профилактика сколиоза – самая эффективная!

  • оптимальная освещённость игровых уголков, мест проведения игровых занятий;
  • умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы;
  • привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
  • подбор мебели в соответствии с ростом ребёнка;
  • активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • ежедневная утренняя гимнастика, занятия спортом.

Все дети с нарушением осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны разные методы воздействия на организм и лечения – ЛФК, массаж, лечебное плавание, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.

Успехов вам в воспитании здоровых детей!

наверх